До нового учебного года осталось меньше недели. Астраханские школы вновь распахнут свои двери, встречая девчонок и мальчишек, спешащих за новыми знаниями и открытиями.
Но не только общеобразовательные школы ждут своих учеников. Важной частью системы образования в Российской Федерации является дополнительное образование детей. Оно реализуется посредством дополнительных общеобразовательных программ – общеразвивающих и предпрофессиональных.
В последние годы развитию допобразования уделяется приоритетное внимание в государственной образовательной политике – реализуются различные проекты и инициативы. Наиболее масштабным и стратегически ориентированным в настоящее время является федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Его цель – обеспечение качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности за счет увеличения охвата дополнительным образованием детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей. Особое внимание при этом уделяется расширению вовлеченности детей в программы технической и естественно-научной направленности. Так, за последние 5 лет в Астраханской области численность обучающихся по программам технической направленности увеличилась на 49,5% (2019 г. – 12248 человек, 2023 г. – 18310 человек). Динамика охвата программами естественно-научной направленности выражена не столь ярко, ее рост за 5 лет составил 14,0% (2019 г. -14381 человек, 2023 г. – 16397 человек).
Астраханские школьники чаще всего выбирают программы социально-гуманитарной направленности. Их посещают 28,5% от общего числа обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам. Следующими по популярности направлениями допобразования являются общеразвивающие программы художественной направленности (22,6% обучающихся). Еще 18,5% учеников выбрали для занятий общеразвивающие физкультурно-спортивные программы. Наименьшая доля детей включены в туристско-краеведческие программы - всего 2,4% от общего числа обучающихся.
В структуре обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам преобладают младшие школьники в возрасте 7 – 10 лет (39,4%). Существенную долю занимают подростки в возрасте 11 – 14 лет (35,5%). Категория старшеклассников в возрасте 15 -17 лет – 14,4%. Дети в возрасте до 6 лет включительно составляют 10,8%.
Одним из ключевых условий успешной реализации дополнительных общеобразовательных программ является наличие квалифицированных педагогических кадров. В 2023 г. в организациях допобразования Астраханской области трудились более трех тысяч педагогических работников, из них 71,7% имели высшее образование, в том числе 64,3% – высшее педагогическое. Доля педагогов в возрасте до 35 лет составила 22,8%. В 2019 г. этот показатель составлял 20,9%.
Допобразование, как и другие сферы образовательной системы, охвачено цифровой трансформацией. В 2023 году из общего числа персональных компьютеров учреждений допобразования Астраханской области 81,1% были подключены к сети Интернет. С применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий получали дополнительное образование 6,3% учащихся. Кроме того, благодаря нацпроекту «Цифровая экономика», каждый родитель имеет возможность выбрать для своего ребенка подходящую образовательную программу не выходя из дома – через портал Госуслуг.
Постоянно развивающаяся система дополнительного образования открывает перед нашими детьми множество возможностей личного роста, развивает у детей креативность, критическое мышление, коммуникативные навыки и укрепляет здоровье за рамками обязательной школьной программы.
Комментарии пока отсутствуют.